Психотерапия психической травмы
Программа повышения квалификации
Обучение в Екатеринбурге
2018 - 2020 г.
Программа направлена на подготовку
психотерапевтов и психологов-консультантов,
работающих с людьми, пережившими различные виды
психических травм
Интегративный ресурс-ориентированный подход, гармонично сочетающий преимущества различных методов психотерапии (соматической терапии травмы, психотравматологии Готфрида Фишера, юнгианской аналитической психологии, телесно-ориентированной психотерапии, бодинамики, процессуально-ориентированного подхода) в терапии пост-травматического стрессового расстройства, эмоциональных травм, а также травм развития, связанных с детско-родительскими отношениями.
Большое внимание уделяется пониманию и описанию глубинных процессов психики, разворачивающихся во время и после травматического события.
Важная роль отведена практикам самоподдержки психологов-консультантов и психотерапевтов в целях профилактики профессионального выгорания при работе с психической травмой, основам терапевтического присутствия и контакта, этике и безопасности работы.
Метод психодинамической соматической терапии травмы
предполагает работу с целостным опытом.
Суть ресурс-ориентированного подхода и изучаемые в программе техники не являются узкоспецифичными и могут применяться в работе с абсолютно любыми клиентскими запросами.
12 модулей по 2 дня (суббота, воскресенье)
По окончании программы выдаётся удостоверения о повышении квалификации Института повышения квалификации Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Первого университета профессора Макарова.
Ведущие программы
Елена Николаева
Психолог, преподаватель психологии, дипломированный специалист и тренер-супервизор ISPWR по процессуально-ориентированной психологии (член IAPOP), сертифицированный специалист по терапии психической травмы, телесно-ориентированной психотерапии, психотерапии психосоматических расстройств, действительный член EABP, международный тренер ППЛ, тренер-супервизор АПОПП.
В настоящее время проходит сертификацию в Кёльском институте психотравматологии Готфрида Фишера (консультант-психотравматолог).
Александр Николаев
Психолог, преподаватель психологии, дипломированный специалист и тренер-супервизор ISPWR по процессуально-ориентированной психологии (член IAPOP), сертифицированный специалист по терапии психической травмы, психотерапии психосоматических расстройств, международный тренер ППЛ, тренер-супервизор АПОПП.

В результате прохождения программы
вы получите:
В работе с ПТСР
Познакомитесь с различными теоретическими моделями и подходами к изучению посттравматического стрессового расстройства.
Овладеете теоретическими основами соматической терапии травмы, включающими механизмы образования психической травмы (физиологический, психологический, социальный), факторы, влияющие на образование психической травмы, связь шоковой травмы и травмы развития, диагностические критерии травматической активации и дезактивации при работе с травмой.
Усвоите теоретические основы психотравматологии Готфрида Фишера применительно к работе с шоковыми травмами на этапе стабилизации.
Изучите принципы и отточите на практике навыки практической работы, включающие работу с системой целостного ресурсного опыта, заземлением, центрированием, опорами, границами, созданием/восстановлением безопасности и возможности контейнирования сильных эмоциональных переживаний, работу с целостным опытом клиента, включающим телесные ощущения, чувства, образы, смыслы, движения/поведение, и познакомятся с особенностями этого опыта при психической травме.

В работе с травмами развития
Познакомитесь с бодинамическим подходом к травмам развития, описывающим формирование различных структур характера под влиянием детско-родительских отношений в различные возрастные периоды; освоят построение травмакомпенсаторных схем и определение стратегии психотерапевтической работы с различными структурами характера с точки зрения психодинамической парадигмы и психотравматологии Готфрида Фишера.
Усвоите техники и особенности практической работы с различными видами травм развития.

В работе с эмоциональными травмами
Получите навыки работы, направленные на восстановление целостности личности и возвращение жизненной энергии.
Отзывы о программе повышения квалификации "Психотерапия психической травмы"

Теоретические основы программы
Интегративный подход гармонично сочетает преимущества различных методов психотерапии в работе с пост-травматическим стрессовым расстройством, эмоциональными травмами, а также травмами развития, связанными с детско-родительскими отношениями.
Методы телесно-ориентированной психотерапии в работе с границами, опорами, заземлением, дыханием, центрированием.
Методы бодимайн гештальт терапии в работе с телесными паттернами.
Соматическая терапия травмы Питера Левина, основанная на работе с целостным опытом клиента, включающим телесные ощущения, чувства, образы, смыслы, движения/поведение, а также завершении прерванных реакций мобилизации (бегства, борьбы), и неразряженной энергии реакции иммобилизации (замирания).
Процессуально-ориентированный подход Арнольда Минделла, основанный на юнгианской аналитической концепции психодинамического развития.
Бодинамический анализ Лизбет Марчер, основанный на формировании различных структур характера в различные возрастные периоды под влиянием детско-родительских отношений (взгляд с точки зрения психодинамической парадигмы и концепции индивидуации Юнга).
Немецкая школа психотравматологии Готфрида Фишера.

Теоретическая часть занятий представлена в виде небольших лекций, включающих множество примеров из практической деятельности и большое количество хорошо структурированного раздаточного материала.

Практическая часть занятий включает демонстрационные сессии с полным профессиональным разбором, упражнения в парах и тройках для отработки навыков практической работы, работу в малых группах, работу в центре под супервизию, самостоятельную работу по изучению литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа с шоковыми травмами
(острым и посттравматическим стрессовым расстройством)
Первый год обучения
Модуль I
Психическая травма: система понятий и подходы. Профилактика профессионального выгорания. Терапевтическая позиция.
Елена и Александр Николаевы
Обзор различных теоретических моделей и подходов к изучению посттравматического стрессового расстройства. Травмы развития и шоковые травмы. Теоретические основы и принципы практической работы в соматической терапии травмы. Формирование терапевтической позиции и метанавыков работы.

Понятие стресса, травматического стресса, посттравматического стрессового расстройства. Феноменология посттравматического стресса. Диагностические критерии ПТСР в МКБ -10 и DSM-1Y. Типы травматических ситуаций и их характеристики. Теоретические модели посттравматического стресса: психодинамические взгляды на психическую травму, когнитивные концепции психической травмы, концепция психической травмы П.Левина. Механизмы образования психической травмы (физиологический, психологический, социальный). Факторы, влияющие на образование психической травмы. Связь шоковой травмы и травмы развития. Принципы практической работы в соматической терапии травмы.

Профилактика профессионального выгорания при работе с психической травмой. Метанавыки работы психолога, терапевтическая позиция (осознанность, ученичество, уважение ко всем частям, диалогическая позиция). Работа с контрпереносом.
Модуль II
Работа с психической травмой — этап стабилизации.
Елена и Александр Николаевы
Работа с ресурсами, опорами, границами. Использование ресурсов целостной личности. Внутренние и внешние ресурсы. Работа на присвоение ресурсов по системе целостного опыта SIBAM. Психоэдукация на этапе стабилизации. Техники доступа к ресурсному состоянию при работе с клиентами, а также с целью самоподдержки и профилактики профессионального выгорания для людей с различными типами сенсорной организации. Техники работы с заземлением, центрированием, опорами, границами, дыханием.
Модули III-VI
Теоретические основы, принципы и техники практической работы с ПТСР.
Елена и Александр Николаевы
Основные понятия и базовые техники работы процессуально-соматического подхода.

Внутренние фигуры и динамика ролей в работе с шоковой травмой. Особенности работы, особенности переноса и контрпереноса. Формирование речи терапевта в работе с шоковой травмой.

Метод соматического переживания. Категории соматической терапии травмы: ядро травмы (основные травматические симптомы), первичная травма и ретравматизация, воронка травмы и воронка исцеления (симптомы на эмоциональном и физическом уровне).

Работа с целостным опытом клиента. Понятие системы SIBAM (sensation, image, behavior, affect, meaning). Здоровое состояние системы SIBAM и особенности системы SIBAM при психической травме. Понятие травматического сцепления. Работа со сверхсцепленными и слабосцепленными элементами.

Работа с телесными ощущениями и телесными паттернами: классификация ощущений, способы работы с телесными ощущениями и телесными паттернами реагирования, выявления их ресурсов, возвращение контроля и произвольного управления, доступ к процессу саморегуляции, трансформация. Телесная организация как отражение внутренних конфликтов.

Работа с поведением/движением: классификация движений, работа с интенциональными движениями, процессуально-ориентированные техники работы с движением и их особенности при работе с шоковой травмой; работа с незавершенными реакциями мобилизации (бей/беги) и иммобилизации (замирания). Этика и безопасность работы с применением телесного контакта.

Работа с образами: работа с диссоциацией, с ресурсными образами и фигурами, соединение образного ряда с телесными ощущениями и остальными элементами SIBAM. Работа со сверхсцепленными и слабосцепленными элементами системы SIBAM.

Работа с чувствами: от подавления и отреагирования — к контейнированию и выражению, техники шкалирования, способы транформации гнева в силу.

Работа со смыслами: выявление ограничивающих систем убеждений, появившихся в результате травматизации, присущих им ресурсов и ограничений; способы трансформации ограничивающих убеждений, формирование новых смыслов, происходящих из нового опыта; работа с целостным опытом — «телесно ощущаемые смыслы».

Работа с пиковыми переживаниями и надличностными трансперсональными состояниями. Интеграция опыта в повседневную жизнь. Экзистенциальные состояния и смыслы при разрешении травмы.

Работа с травматическими циклами. Директивность и процессуальность. Понятие травматической истории. Способы работы с травматической историей, контекстом, перспективой. Признаки телесной разрядки и завершения травмы. Трансформация травмы, восстановление целостности и способности к саморегуляции.

Отработка технических навыков практической работы.
Теоретические основы, принципы и техники практической
работы с травмами развития
Второй год обучения
Модуль I
Влияние детско-родительских отношений на развитие ребёнка в различные возрастные периоды.
Бодинамическая модель структур характеров с точки зрения психодинамической парадигмы и концепции индивидуации Юнга.
Елена и Александр Николаевы
Различные подходы к работе с травмами развития (психоаналитический, психотравматология Готфрида Фишера, бодинамический, системный семейный, процессуально-ориентированный). Описание бодинамической модели структур характеров (структуры существования, потребностей, автономии, воли, любви и сексуальности, формирования мнений, солидарности/представления своих интересов) и соответствующая возрастная периодизация. Бодинамическая модель структур характеров с точки зрения психодинамической парадигмы и концепции индивидуации Юнга.
Модуль II
Построение травмакомпенсаторных схем и определение стратегии психотерапевтической работы с различными структурами характера по методу Готфрида Фишера.
Елена и Александр Николаевы
Терапевтическая работа с травматичным опытом, относящимся к различным травмам развития. Построение травмакомпенсаторных схем и определение стратегии психотерапевтической работы с различными структурами характера с точки зрения психотравматологии Гтфрида Фишера. Работа с ресурсами и ограничениями характерологических защит при различных травмах развития. Работа с детской и взрослой частью: дифференциация и интеграция. Работа с первичным и вторичным процессом и системой ограничивающих убеждений в различных структурах характеров.
Модули III-IV
Принципы и техники процессуально-соматического подхода в работе с различными травмами развития.
Елена и Александр Николаевы
Работа с внутренними фигурами с использованием ресурсных техник процессуально — ориентированного подхода и бодимайнд гештальт подхода. Телесная организация как отражение внутреннего конфликта, способы работы с фигурами, проявленными в теле.

Работа с недостающим опытом. Определение характерного паттерна поведения, недостающего опыта, ограничивающих жизненных установок в ходе процессуального эксперимента. Формирование идеальных родительских/терапевтических посланий в работе с недостающим опытом. Формирование и закрепление новых способов поведения, интеграция нового опыта через целостную работу с целостным опытом: телесными ощущениями, чувствами, образами, поведением/движением, смыслами.
Модуль V
Работа с эмоциональными травмами. Процессуально-ориентированный подход.
Елена и Александр Николаевы
Супервизия. Профессиональный разбор практической работы. Ресурс-ориентированный подход к супервизии. Понятие и принципы "Обратной связи 721" (Э. Минделл). Представление работы/случая на супервизию: формирование запроса, полнота и достаточность информации, конфиденциальность. Работа в центре. Полный процесс-анализ терапевтической сессии.
Модуль VI
Профессиональный разбор практической работы с травмами развития и ПТСР (Супервизия).
Елена и Александр Николаевы
Супервизия. Профессиональный разбор практической работы. Ресурс-ориентированный подход к супервизии. Понятие и принципы "Обратной связи 721" (Э. Минделл). Представление работы/случая на супервизию: формирование запроса, полнота и достаточность информации, конфиденциальность. Работа в центре. Полный процесс-анализ терапевтической сессии.
Теоретическая и практическая подготовка позволит успешно работать в разных областях психологической практики и эффективно использовать данный подход в консультативной и психотерапевтической деятельности.
Теоретическая и практическая подготовка позволит успешно работать в разных областях психологической практики и эффективно использовать данный подход в консультативной и психотерапевтической деятельности
E-mail
Name
Comments
All photo and video materials belong to their owners and are used for demonstration purposes only. Please do not use them in commercial projects.